Архив рубрики: Изобразительное искусство

рисование, техники рисования

Рисование не стекле – витражи

Слово витраж произошло от французского vitre – оконное стекло. Первые попытки рисования на стекле возникли в V-VI веке. Для того чтобы создать определенную эмоциональную атмосферу в христианских церквях возникло рисование на стеклах.

К нам витражи пришли из Европы, их применение у нас началось значительно позже. Но, так же как и в Европе, их устанавливали в основном в церквях. Постепенно с разивитием витражного искусства их стали применять и для декоративного оформления внутренних интерьеров частных домов.

Все большей популярности набирает искусство рисования на стекле. С одной стороны – это «изюминка» Вашего интерьера, с другой – проявления творческого потенциала человека. И самое главное преимущество данного способа рисование – экономичность и легкость в устранении (в случае, если рисунок надоел).

Вам потребуется:

  1. Краска для стекла (например, Vitrail)
  2. Программа для рисования Flash.
  3. Скотч

Изначально необходимо определиться с рисунком. Далее обработать макет в программе Flash, так как она умеет сглаживать линии. Распечатать рисунок и соединить его элементы с помощью скотча.

Затем приклеиваем рисунок с обратной стороны стекла. Рельефной краской обвести контуры рисунка изнутри. После этого рисунки можно снять. Краску нужно накладывать в 4-5 слоев, чтобы рисунок выглядел ровно.

Рисовать таким образом можно на окне, дверях или книжных шкафах. Краску легко смыть с помощью раствора ацетона.

Роспись на ткани: батик, технология

Сама по себе технология не очень сложна. Батик –  это хлопчатобумажная ткань, точка, капля, а вот амбатик – означает рисовать, штриховать.  Техника этого рисования основана на том, что воск, смолы, различные лаки и даже резиновый клей специальной техникой рисования  резервируют отдельные участки на ткани. Нанесенные на ткань резервы, не пропускают через себя вообще  краску. Но сейчас, почему-то,  батиком именуют все известные техники росписи ткани. Когда-то, в свое время, европейцев с этим словом и видом декоративного искусства, познакомили голландцы. Вот с тех пор все дружно начали заниматься таким видом росписи по ткани.

Узелковая и жгутовая роспись

Такая роспись наиболее распространена в Индии и называют ее там бандхей, что переводиться как обвяжи, окрась. И как итог, в результате использования этой техники получаются круги на ткани разных размеров и концентраций. А вот техникой складывания ткани (шибори) получают интересные  полосы. Для того чтобы  создать мраморный эффект, нужно ткань комкать и обвязывать жгутом. Прошивание ткани используют в комбинации с техникой складывания и обматывания для получения более сложных узоров.

Холодный батик

Его, как правило,  используют при нанесении краски на шёлк:  шифон, туаль, фуляр, крепдешин, атлас, жаккард, эксцельсиор, дикий шелк, креп-жоржет и другие ткани похожей текстуры. Тут уже резервом выступает специальный материал, который можно приготовить самостоятельно, но в художественных магазинах можно приобрести и готовые резервы, которые представляют собой густую прорезиненную массу.

Горячий батик

Это технология многоэтапной окраски ткани, как правило хлопка, где резервирующим составом является только воск.  Узор в этом случае  выполняют  чантингом. Это такого рода  медная чашечка с носиком, которая прикреплена к бамбуковой или деревянной ручке. Этим инструментом наносят тонкие линии и мелкие точки, создавая сложнейшие традиционные узоры, после чего ткань окрашивают в индиго и коричневый цвет.

 

Рисование под мрамор

Простое развивающее занятие для детей от двух лет. Рисование, лепка, аппликация – это обычный набор занятий для детей. Но иногда хочется чего-то необычного и нетрадиционного. Пожалуйста! Создание рисунков «а-ля мрамор». Создавать такие рисунки очень просто, поэтому это можно предложить даже детям в качестве развивающего занятия. Это занятие знакомит с различными цветами; развивает познавательные способности (память, внимание, мышление), а также творческие способности; упражняет моторику; отрабатывает движения; открывает для ребенка разные средства самовыражения. Это занятие подходит детям от двух лет. Созданные творения можно использовать в качестве декораций в детской комнате; как уникальную оберточную бумагу для подарков близким людям, как обложку для учебников, как рамку для любимой фотографии.

Необходимые предметы:

— Емкость с водой, чтобы листок, на котором будет «рисоваться» мраморный рисунок, свободно помещался;

— Краски (лучше темпера, но можно попробовать и с другими);

— Растительное масло;

— Прищепка.

Порядок действий:

1. Налить в воду масло.

2. Добавить краски разных цветов, например зеленый и желтый, так чтобы краска плавала на поверхности воды.

3. Положить на окрашенную воду лист бумаги и подержать несколько секунд.

4. Вытащить лист и повесить на бельевую веревку для просушки.

Гравюра в современном интерьере

Гравюра – это создание рельефного  рисунка на поверхности.  Поверхности могут быть разные: деревянные,  металлические, искусственный и натуральный камень, кожа, стекло и другой материал, который позволит создать рельеф. Старинные рукописные книги украшали рисунками, которые получали с помощью оттиска гравюры. Таким способом  делали тиражирование картин.

Гравёр с помощью штихелей (инструмент для гравюры), специальных резцов, травлением кислотами получают рельефный рисунок. Технология пескоструйки широко применяют для нанесения рисунков на стекле.

Гравюра все больше набирает популярности в современном интерьере. Нанесение рисунков на стекло раздвижных панелей в шкафах купе. Декоративные элементы  мебели из натурального дерева также часто украшаются гравюрой. Дизайнеры все чаще заказываю необычные вещи в художников, выполненные в этой технике. Можно гравюру делать по своему рисунку или брать готовый эскиз.

Автогравюра  выполняется самим автором композиции. Каждый оттиск считается авторским. В старину каждый мастер, делавший копии своей гравюры нумеровал каждую картину. На аукционах цена всех оттисков одинакова в независимости от последовательности оттиска.

Дети выполняют гравюру на бумаге. Если хотите цветную картинку, а не черно-белую лист бумаги покрывают цветными кляксами. Лист бумаги натирают воском, затем  закрашивают полностью черной тушью.  После высыхания накладывают рисунок, который хотят  получить и прорисовывают тупым предметом по контуру, чтобы получить оттиск на картине. После по контуру процарапывается туш, обнажая белый цвет листа или цветные пятна. Эта гравюра может быть самой первой в карьере будущего художника.

Основные техники рисования акварелью

Рисовать акварелью можно в двух техниках. Первая — по мокрой бумаге. Художник сначала должен смочить водой лист бумаги и лишь после этого  рисовать. Краска в таком случае свободно растекается, и смешиваются цвета. Применяя эти техники можно получить ряд  эффектов:

a.         Рисуя почти сухой кистью, получаем мазок с нерегулярными пробелами и неровными краями.

b.      Затемненные края можно получить на сухой бумаге . Пигмент краски растекается от центра маска к краю

c.       Этот эффект возникает при неровном высыхании краски. Вода уносит пигмент и образовывает ветвистые темные формы.

d.       Разделение и грануляция пигмента. Когда более плотный пигмент нанесен раньше, чем менее плотный происходит расцепление цветов. На листе  создается эффект зернистой текстуры.

e.      Если рисовать по влажной бумаге получим эффект свободного растекания.

f.        Наложение друг на друга очень тонких прозрачных цветов, одна из важнейших техник рисования акварелью.

В дорогих акварельных красках низкая растворяемость, что позволяет наносить тонкие ровные слои, а также использовать любую технику поверх высохшего слоя.

Обычно художники для работы с акварелью имеют несколько кистей. Для промазывания листа водой используют большую плоскую кисть из натурального ворса. Она должна быть мягкой, например беличья.  Круглую кисть используют в основной работе, она может быть из белки или колонка.

Акварель – материалы и их свойства

Основное требование к акварельной живописи — прозрачность красок. Эта техника рисования обходится без белил. Белый лист бумаги, который просматривается сквозь прозрачные краски наложенные друг на друга, вполне ее заменяют.

А блики — это неокрашенные участки бумаги. В акварели нельзя переделать цвет наложением нового тона. Это приведет только к более темному и интенсивному цвету. Прежде чем приступить к работе художник  должен представить себе на листе всю картину. Если же случилась ошибка на ранней стадии, то рисунок смывают губкой, дают подсохнуть и начинают писать снова.

Акварель получила название от латинского слова «аква» вода, ведь вода является растворителем для этой краски. Как связующее в ней используют растительный клей, растворимый в воде. В краски добавляют глицерин для пластичности и во избежание пересыхания. Добавленная бычья желчь позволяет легко растекаться и не скатываться в комки на листе.

В акварельных красках используют те же пигменты что и для других красок, только размельчение должно быть более мелким. При размешивании в воде частички не должны осаживаться, а быть во взвешенном состоянии.

Рисовать лучше на крупнозернистом ватмане, особенно если длительная работа и возможны многочисленные наложения красок. Глянцевая бумага не подходит для акварели, плохое сцепление краски и бумаги.

Начало и окончиние работы.

гуашьСвежие гуашевые краски однородны по консистенции. Если краска в баночке не однородна, сверху жидкая, а в глубине густая, ее нужно обязательно перемешать, доставая до дна. Если краска засохла, то требуется залить ее кипяченной водой и оставить на сутки. После не забудьте краску перемешать, до исчезновения комков.

Перед началом работы гуашью, краску надо выложить на палитру в специальные углубления. Краску выкладывают деревянной, пластиковой палочкой или древком кисти.

Работать гуашью можно за столом, не применяя такого специального оборудования, как мольберт или этюдник.

рисунок Картон с нанесенным рисунком прикрепляют к планшету бумажным скотчем.  Планшет размещают на столе.

Палитру располагают рядом возле баночки с водой и коробки с открытыми баночками гуаши. В одной руке держат кисть а в другой тряпочку.

Если создается большая по размеру работа, то ее лучше выполнять стоя.

В живописи очень редко используются чистые цвета из баночек.

Чтобы получить оттенок какого-либо цвета, нужно смешивать краски на палитре. Смесь нескольких цветов называется колером.

Жипописцы, создавая картину, пользуются разными художественными приемами. Они помогают достичь разнообразных художественных эффектов.

Окончив работу красками, обязательно закройте баночки крышками.Если вам понадобятся для дальнейшей работы готовые цветовые смеси, палитру мыть не нужно. Гуашевые краски на палитре не высохнут, если ее хранить в  пластиковой герметичной емкости.

Испачканный гуашью фанерный планшет не моют, толстый слой гуаши можно соскребать ножом.  Кисти следует тщательно отмыть под струей воды. Хранить кисти нужно так, чтобы щетина не загибалась. Не оставляйте кисть в банке с водой! Не забудьте вылеть грязную воду.

Материалы для работы гуашью.

гуашьПричина выдерживания соответствия продиктована требованиями, связанными с долговечностью картины и даже просто с удобством использования. Все в рукотворном мире для чего-нибудь да предназначено. Изобразительные материалы не исключение. Они частенько не взаимозаменяемы, даже не годятся, чтобы быть смешанными между собой.

Выбор художественных материалов

На выбор художественных материалов влияет масса факторов. Материалы определяют стиль и стоимость будущих работ. Конечно, для учебных работ лучше использовать материалы недорогие, но надежные и проверенные. Творческие цели достигаются с помощью любых материалов, главное, чтобы они соответствовали поставленной задаче.

Однако не стоит забывать о том, что творческая работа в конечном итоге создается для выставки и продажи, поэтому к материалам предъявляются повышенные требования.

Профессиональные материалы для творчества стоят дороже учебных, поскольку более устойчивы
к воздействию окружающей среды. Вряд ли найдутся желающие приобрести картину, написанную
осыпающейся или выцветающей краской на коробящейся основе.

ГУАШЕВЫЕ  КРАСКИ
Гуашь — краска клеевая, водорастворимая, непрозрачная. При высыхании она становится бархатистой, матовой. Именно бархатистость гуаши придает работам, выполненным ею. особую прелесть. Высохшая краска растворяется, разводится водой. Гуашь — самая удобная краска для начинающего художника. Она позволяет быстро осваивать живописные приемы и цветоведение. Не последнюю роль играет и то, что работу, выполненную нашью, легко исправлять и хранить. При этом гуашь не имеет запаха и быстро высыхает, а основа  и готовые работы занимают мало места. Гуашь делится на два тила: плакатная, она же детская, и художественная.  Для обучения вполне годится детская. Художественная гуашь имеет большую  укрывистость, светостойкость и лучше хранится, поскольку создается на основе специальных светостойких пигментов. Они же обеспечивают и более богатую цветовую палитру.

ОСНОВА ДЛЯ  ГУАШИ

Основой для гуаши могут служить оргалит и приклеенные на него холст, фанера, дерево, плотная бумага и картон. Наиболее оптимальным является картон.
Прежде чем начать рисовать гуашью, основу необходимо загрунтовать. Грунтовка обеспечивает дополнительное связывание краски с основой, благодаря чему краска держится лучше. Начинающему художнику желательно избежать лишних хлопот с грунтовкой, поэтому стоит выбирать основу, которая ее не требует и подходит для работы с гуашью. Такая основа — шероховатая сторона мелованного картона. Картон немного впитывает краску, выполняя функцию фунта. Продается он в магазинах канцтоваров под названием «Картон для детского труда» Можно использовать и упаковочный картон.
Крайне нежелательно рисовать на скользкой, не впитывающей краску основе. Краски собираются в лужицы, любая, даже мягкая кисть оставляет полоски Работа, нарисованная гуашью на скользкой основе, быстро осыпается, оставив после себя только горсть пигмента и воспоминание.

КИСТИ

Кисти должны быть упругими, с прочным гибким волосом. Мягкие кисти нс годятся, поскольку моментально забьются краской. Такая кисть становится неповоротливой,не выпрямляется после нанесения мазка и неохотно отдаст краску основе, превращай процесс рисования в нервотрепку. Жесткие кисти, например из свиной щетины, оставляли грубую линию. Часть художественных приемов, применяемых щи живописи гуашью, выполнить такие вещи кистью, почти невозможно. Зато ею вполне удобно работать в технике «сухая кисть». Лучше всего для гуаши подходят кисти из искусственного волокна, созданною по специальной технологии. Волоеки таких кисточек, как правило, окрашены в оранжевый цвет.Из-за того  что каждый полосок плавно утончается, сходя
к кончику на «нет», такая кисть легко отдает воду и краску. К тому же эти кисти отличаются большой
долгосрочностью, что избавляет от необходимости менять их чаще, чем тою хотелось бы.
Кроме синтетики, работать можно и колонковыми кистями.

Методы рисования акварелью.

равномерный слойРавномерный слой.

Самый фундаментальный метод — отмывка. Это традиционный способ нанесения краски на большую или небольшую поверхность листа. Золотое правило — ваша краска должна быть очень жидкой, так что бы она стекала по бумаге. Получение ровного слоя — первое, в чем нужно практиковаться.

Наберите большой кистью жидкую краску. Начиная сверху, слева направо, проведите продольную определяющую тон полосу.  В конце оторвите кисть от бумаги и начните проводить новую полосу, задевая кистью низ первой сырой полосы. Продолжайте тем же способом, насыщая кисть жидкой краской по мере необходимости.

тоновая градацияТоновая градация.

Такое нанесение используют тогда когда хотят что бы тон становился светлее.Этот метод как и все остальные отмывки, требует быстрой работы.

Работайте точно так же как и при нанесении равномерного слоя, но постепенно добавляйте воду в цветовую смесь на вашей палитре, что бы делать её бледнее по мере продвижения слоя вниз.

цветовая градацияЦветовая градация.

При такой отмывке цвет постепенно меняется сверху вниз. Хорошо пользоваться этим методом при изображении неба.

Работайте так же как и при нанесении равномерного слоя, но по мере продвижения вниз добавляйте другие цвета к первому составленному на вашей политре цвету. Сохраняйте краску жидкой.

сырым по сыромуСырым по сырому.

Это очень интересный метод работы акварелью. Введение сырой краски в сырую краску может дать присущие акварели «счастливые случайности». Эти участки картины выглядят великолепно. Опыт научит вас создавать некоторые счастливые случайности и управлять ими.

Начните с желтого, затем добавьте зеленого и в конце красный. Все цвета смешаются. Когда краска подсохнет, добавьте более  интенсивный красный, чтобы показать окраску яблока.

Необычное рисование.

необыкновенное рисованиеИтак, для работы вам понадобится зубная щетка, акварельные и гуашевые краски, засу­шенные или недавно сорванные листочки и тра­винки, связка старых ключей. Впрочем, подой­дет любой предмет, главное, чтобы он был не очень большим и имел характерную форму.

Наденьте на ребенка фартук или старую рубашку, чтобы не испачкать одежду. Если у рубашки длинные рукава, обрежьте их или под­верните. Затем накройте стол старой газетой, что­бы не испачкать его, и положите сверху лист бу­маги. На бумаге красиво расположите несколько засушенных или только что сорванных листьев. Обмакните кисть в какую-нибудь краску и нане­сите ее на щетку. Стряхните лишнюю воду, чтобы не было клякс. Чем гуще краска, тем лучше. Те­перь проведите карандашом по щетинкам. Есте­ственно, полетят брызги. Постарайтесь напра­вить брызги на бумажный лист и ровно закрасить ими всю картину. А теперь аккуратно уберите ли­стья, и вы увидите, что на листе осталась четкая тень. Сдвиньте листочек и продолжайте брыз­гать. Посмотрите, что у вас получилось (рас. 1). Затем, когда ребенок поймет, что происходит, можно передать инициативу в его руки. Анало­гичные эксперименты проделайте, поменяв крас­ки и заменив листочки ключами (рис. 2). Закра­шивая предметы брызгами, моно использовать акварельные краски и гуашь. Краски могут быть разного цвета и разной густоты. В зависимости от этого и от интенсивности напыления каждый раз у вас будет получаться новая, отличная от преды­дущих картин работа. Художники давно применяют напыление красок как технический прием в рисовании. Правда, для этого они придумали специальный прибор — аэрограф. Нанося краску разными спо­собами, художники добиваются различных эф­фектов, например, в тех случаях, когда нужно пе­редать легкость предмета, его пушистую или, на­оборот, колючую поверхность, когда возникает потребность создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому или передать на бумаге сложные состояния природы: дождь, снег. Эти и другие задачи легко решаются при помощи напы­ления («набрызгивания») краски.

рисунок воскомВторой необычный способ — рисование с ис­пользованием парафина (воска, стеарина). Воспользуемся обыкновенной свечкой. Эта техника рисования также дает ши­рокий набор средств для обогащения колорита (рис. 3), создания фантастических фактур и для передачи сложных явлений природы. Примене­ние парафина особенно эффектно смотрится в ри­сунках, выполненных линией с использованием цветовых пятен. Не­даром этот способ рисования так любят дети.

Оба эти приема часто помогают «спасти» ра­боту, которая не получилась или выглядит не интересно. Например, можно создать контур­ную обводку предметов рисунка и «наложить» сверху необычную фактуру. Работа сразу преоб­ражается.

Каждый из этих приемов может быть исполь­зован как отдельно, так и вместе . Их можно объединить с любой другой техникой рисования. Области применения необычного рисования также разно­образны — его можно использовать при созда­нии поздравительных открыток, елочных и дру­гих украшений, паспарту и прочих поделок. Об этом мы поговорим позже, в следующих статьях.

Желаем творческих открытий и успехов!