Куклы из подручных средств

«Любой предмет, превозмогший свое утилитарное назначение и обнаруживший самостоятельную жизнь, вводится в права театральной куклы» «Жил-был Мастер-на-все-руки. В мастерской мастера на подоконнике стоял ящик с землей, в котором росли лук, редиска и морковь. Однажды к Мастеру залетел знакомый вороненок и стал пересказывать лесные новости, о которых он узнал за день. Послушала вороненка морковка, которая росла в ящике, и стала жаловаться: «Хорошо вороненку — всюду летает, все знает. А тут всю жизнь сидишь в земле, на одном месте, и ничего не видишь!»— Вот как? — удивился Мастер. — В таком случае я превращу тебя в ВОРОНУ!Как сказал, так и сделал. Вытащил он морковку из земли. Приделал ей шею. Добавил глаза и очки. Подрисовал клюв. Вот и получилась у него ученая птица — Ворона Морковна Скороспелкина…» Так начиналась одна миниатюра из цикла «Сказки Мастера-на-все-руки». Появился этот цикл в конце шестидесятых годов и был связан с рождением и становлением телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши!».Это были мои первые драматургические опыты, связанные с ТЕАТРОМ ПРЕДМЕТНЫХ КУКОЛ. Предметная кукла — это не кукла вообще, а кукла, созданная на основе ОПРЕДЕЛЕННЫХ предметов. В основу ее положен бытовой обиходный предмет, исходная суть которого не исчезает по ходу развертывания драматургического сюжета, но порой даже способствует становлению характера данного сценического персонажа.Попробую объяснить это на следующих примерах.

кукловод
кукловод

Чайник. Из него может родиться персонаж, весьма эмоциональный по своей натуре, легковозбудимый, готовый «закипеть» в любую минуту.

Лейка. В ней видится личность сентиментальная, готовая лить слезы по многим причинам.

Картофелина. По своему происхождению явно из «низов». Существо простоватое и непритязательное.

разные куклы из подручных средств
разные куклы из подручных средств

Яблоко. В противоположность Картофелине, героиня яркая и красочная, которая сразу же привлекает к себе внимание и требует любования.
Репа. По своей натуре нечто примитивное и не заслуживающее должного уважения.
Деревяшка. Подобная натура явно бесчувственна и глупа.

кукла
кукла

Мешок, набитый опилками или мочалом. От героя с такой основой, естественно, нельзя ожидать чего-либо дельного или путного.

Данные предметы могут служить головой куклы (яблоко, чайник, рукавица), быть ее туловищем (как, например, перчатка) или составлять основу всей куклы (кукла из бутылки или кукла из завязанного узлом платка).Предметная кукла — это кукла-импровизация, рожденная как бы «из ничего», случайно, по ходу действия, на глазах у зрителей — как итог наглядного фантазирования.Такая трансформация предмета в сценический образ, как результат театральной игры и чудо оживления мертвой материи, полностью отвечает эксцентрике театра кукол и специфике детского восприятия. Все это как нельзя ближе к тому, что требуется ребенку: фантазирование, развитие ассоциативного мышления, сочинительство, поиски и отбор исходного материала, конструирование и всяческое рукоделие, ведущее к рождению сценического образа.

кукольный театр
кукольный театр

Кукольный театр ближе всего к игровой деятельности детей. В игре используются предметы, оторванные от их функционального назначения. При этом предмет выходит за рамки своего утилитарного назначения, проявляя неожиданные свойства, пробуждающие художественные ассоциации ребенка. А принцип существования кукольного театра — одушевление неживой материи.При этом происходит идентификация предметов с людьми — в характере, в движении, в пластике. Все это помогает детям не только понять окружающее, но и осознать себя, свое внутреннее «Я».Так что дерзайте! Фантазируйте! Ищите! Конструируйте! Платки и лоскуты, перчатки и рукавицы, чулок и носок, клубок ниток и шарик, деревянная ложка и пестик-толкушка, морковь и яблоко, картофелина и репа — таков исходный материал для будущих кукольных героев.

Автор статьи: Игорь ПЕТРОВ,
художник, драматург и педагог Московского городского дворца творчества детей и юношества
Источник: http://dob.1september.ru/2003/19/4.htm

Куклы из подручных средств: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *